ГлавнаяРегистрацияВход Комплексный центр социального обслуживания населения Вейделевского района Вторник, 21.08.2018, 04:58
  Психологическая помощь Приветствую Вас Гость | RSS

 
 

Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить проявления жестокости по отношению к ребенку:

  1. Противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее;
  2. Позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
  3. Обвинение в травмах самого ребенка;
  4. Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;
  5. Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
  6. Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
  7. Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
  8. Рассказы о том, как их наказывали в детстве;
  9. Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение и др.).

Факторы риска (обстоятельства, ситуации), способствующие жестокому обращению с детьми в семьях.

Различные формы насилия по отношению к детям, могут быть вызваны семейными проблемами (социальное неблагополучие семьи, наличие в них эмоциональных или связанных с состоянием здоровья сложностей), а также сочетанием специфических характерологических особенностей родителей и ребенка.

Социальные проблемы семьи

  • Неполная или многодетная семья;
  • Семья, в которой постоянно возникают конфликты межу родителями;
  • Семьи с приемными детьми;
  • Наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;
  • Социальная изоляция семьи, специфические национально-культурные или религиозные факторы;
  • Стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;
  • Использование физического и психического насилия в качестве наказания;
  • Юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;
  • Низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;
  • Статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.

Состояние здоровья и поведение родителей, других членов семьи:

  • Психические заболевания (психоз, депрессия);
  • Критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.);
  • Умственная отсталость;
  • Недостаточный самоконтроль или импульсивность;
  • Наличие в прошлом в семьях жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечения к уголовной ответственности за половые преступления;
  • Родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.

 

Факторы риска, характеризующие особенности детей-жертв насилия:

  • Нежеланный ребенок;
  • Наличие у ребенка физических и умственных недостатков;
  • Низкая масса тела при рождении, недоношенность;
  • Врожденные уродства;
  • Нелюбимый ребенок в семье;
  • Сходство с нелюбимым родственником;
  • Нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность;
  • Высокоодаренный или талантливый ребенок.

Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам. Однако сексуальное насилие и психическое (эмоциональное) распознаются чрезвычайно трудно.

Рекомендаций, которых следует придерживаться при выявлении и распознавании случаев насилия в отношении детей:

1. Не нужно спешить с выводами и опираться только на какой-то один метод при определении, имело ли место насилие;

2. Не стоит задавать наводящие вопросы;

3. Если возникают сомнения в правдивости слов ребенка, можно попросить его рассказать о каком-либо эпизоде поподробнее;

4. При обсуждении сложной темы фиксируйте происходящее посредством записей, аудио- или видеотехнологий;

5. В сложных случаях консультируйтесь с другими специалистами.

Необходимо учитывать, что признаки, характерные для различных форм жестокого обращения с детьми, могут встречаться и при других состояниях или психических расстройствах. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми следует рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психологических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением.

 

 

«Как быстро привести свои эмоции в порядок».

Давайте поговорим о некоторых методах устранения эмоционального напряжения.
Вот некоторые из них:
1) Пешая прогулка.
Смените обстановку, если у вас есть такая возможность, выйдите на улицу и пройдитесь пешком, чередуя при этом темп движения (то замедляя, то прибавляя шаг) и ширину шагов (мелкие шаги сменяйте более широкими). Вскоре вы заметите, что раздражительность и нервозность уходят: нормализовалась функция эндокринной системы, активизировалась работа участков мозга, отвечающих за настроение, биохимические процессы запущенные стрессом переключились на обеспечение физической активности.
Эффект достигается быстрее, если во время движения переключить внимание с проблемы на что-нибудь другое — на созерцание природы, на приятные воспоминания или мечтания.
2) Физкультурная пауза: сядьте на стул, ухватившись за сидение, потяните его с усилием вверх и сохраните такое положение, считая до 7; соединенные в замок руки заведите за голову. Давите ими на шейный отдел, а всем телом сопротивляйтесь этому давлению.
Если вы испытываете эмоциональную усталость, то вам физические нагрузки крайне необходимы.
3) Корчим рожицы.
Вы замечали, как маленькие дети любят строить гримасы и передразнивать людей? Так они интуитивно избавляются от излишнего нервного напряжения.
Не помешает и вам построить рожицы перед зеркалом, такая мимическая гимнастика поможет избавиться от эмоциональной нагрузки и, возможно, подымет настроение.
4) Зеваем.
При снижении работоспособности и напряжении психики мы инстинктивно начинаем зевать. Таким способом организм помогает нам справиться с ситуацией, запуская для этого древнейший рефлекс.
При зевании повышается тонус всего организма, улучшается кровоток, ускоряется обмен веществ, быстрее выводится углекислый газ. Эти процессы нормализуют мозговую деятельность и улучшают работу нервной системы. Зевоту можно и нужно вызывать искусственно в моменты напряжения.
5) Успокаивающие ванны отлично и быстро снимают нервное напряжение, являются хорошей профилактикой нервных расстройств и помогают при нарушениях сна.
6) Точечный массаж стимулирует выработку натуральных успокоительных гормонов серотонина и эндорфинов, воздействуя на биологически активные точки: массируйте в центре подбородка (на внутренней его части) антистрессовую точку круговыми движениями: по часовой стрелке – 9 раз и столько же против неё; разминайте, сдавливайте и слегка растягивайте средние пальцы рук по 2-3 минуты.
7) Улыбаемся и смеёмся. Если вы умеете улыбаться даже при плохом настроении, то нервное напряжение вам не грозит. Конечно, бывают ситуации, когда это сложно делать, но улыбку все же выдавить из себя очень нужно. Ваш организм искренне удивится «неправильной» реакции. Удивится и согласится, что не так уж все и плохо, а будет еще лучше.
Во время улыбки и тем более смеха приток крови и кислорода усиливается, мозг лучше работает, что благотворно сказывается на психическом состоянии.
Именно по этой причине, улыбка и смех снимают усталость, помогают переключиться на другое состояние, растормаживая защитную реакцию организма.
Многие учёные считают смех — отличной естественной техникой по расслаблению, ее эффективность сравнима с медитацией. Постоянно ищите поводы для смеха, читайте юмористические рассказы, полезно знать анекдоты, афоризмы, подходящие к актуальным для вас случаям из жизни. И не просто знать, а привязывать их к жизненным ситуациям.
Создавайте как можно больше хороших событий в своей жизни, а значит эмоций и мыслей. Творите свою реальность! Будьте позитивны и здоровы!
Наше настроение напоминает термометр, который сообщает нам о том, как протекают наши физиологические и психологические процессы. Физические упражнения – по-видимому, лучший способ регулировать настроение.

 

Влияние семьи на развитие личности ребенка

Известно, что «проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, также как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Личность ребенка, степень ее гармоничности — дисгармоничности выступает своеобразным зеркалом, отражающим скрытое и явное влияние семьи. Иногда семья — благополучная, беспроблемная, а ребенок сложный, имеет массу психологических и психосоматических отклонений в поведении. Откуда все это? Внутренний мир ребенка — это всегда отражение мира внешнего. А что есть внешний мир для ребенка? Конечно, его семья. Ребенок вырос не сам по себе. Он, как веточка на дереве, которое корнями уходит в глубину прошлого. Семья — это целостный организм. И проблемы «молодого росточка» — это, в первую очередь, проблемы «почвы», на которой он растет. Дерево семьи питается соками родительской любви. Тот, кто хочет действительно справиться с проблемами детей, пусть посмотрит, прежде всего, на себя!

В воспитании детей семья не может быть заменена никакими другими социальными институтами. Именно семья формирует систему ценностей, базовые структуры личности ребенка, его отношение к себе, к миру. Ребенок, словно губка, впитывает внутрисемейную атмосферу, причем это происходит с самого раннего возраста. Вся жизнь родителей является живым примером для их детей. Воспитание, в конечном итоге, это совместное проживание с ребенком его собственного пути. В жизни ребенка существует определенный критический период времени, требующий заботы, внимания, воспитания со стороны родителя, когда он способен впитывать, подражать. Дети нуждаются в том, чтобы кто-то оказывал им внимание, находился рядом с ними. И если у родителей не будет такой возможности, то душевный вакуум ребенка обязательно будет заполнен какой-либо другой привязанностью. Главное для родителей — не опоздать, не пропустить это время, иначе потом уже будет не воспитание, а перевоспитание. А, как известно, перевоспитывать всегда тяжело, если не бесполезно.

Через общение ребенок формирует основные смыслы. Очень важно родителям быть бережными в отношении слов, которые они произносят, ведь мы все помним, что слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Бывает, что сгоряча сорвутся грубые слова, хочется вернуть их обратно, но дело-то сделано… и осадок остается надолго.

Внутренняя представленность образов матери и отца во многом определит будущие отношения с мужчинами и женщинами вообще. Чем более гармонична родительская семья: мужественный отец, женственная мать, разумная иерархичность и соподчиненность членов семьи — тем больше вероятность будущих гармоничных отношений у ребенка.

В семье очень важно наличие безусловной любви к ребенку. Именно этот момент является решающим в становлении личности ребенка и определяет состояние его духовного и физического здоровья в будущем. Только безусловная родительская любовь создает ту благодатную атмосферу, которой пропитывается ребенок и впоследствии несет в мир.

Семья формирует базовое чувство безопасности по отношению к миру и к людям, если развитие и воспитание ребенка происходит благоприятно, или же, наоборот, — базовое чувство недоверия, которое служит основой для возникновения различных сложностей в более взрослом возрасте, — той призмой, через которую ребенок воспринимает окружающий мир как тревожный, враждебный, несущий угрозу.

Семья формирует основные модели поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные стереотипы, применяя наказания или поддерживая его.

Семья помогает ребенку приобрести необходимый жизненный опыт. Дети, чей жизненный опыт включал широкий набор различных ситуаций и которые научились справляться с проблемами общения, научились находить компромиссы, прощать, радоваться, будут лучше других детей адаптироваться к новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

Семья формирует у ребенка отношение к себе, стиль отношений с другими людьми, нравственные ценности, представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо», жизненные смыслы, стремления, идеалы, чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине.

Семья помогает ребенку учиться общаться. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи, а также коммуникативные навыки: стиль общения, способность к компромиссам.

Семья формирует эмоциональные качества личности ребенка. Эмоциональные стили семьи влияют на формирование эмоциональной сферы ребенка.

Таким образом, семья — основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, выступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное «Я». Безусловная любовь к ребенку — та «почва», на которой вырастает, как прекрасный цветок, целостная личность.

 

 

С уважением,

психолог "КЦСОН" Вейделевского района

педагог - психолог "СРЦдН" 

 Жидкова Ю.Г.

 

 

Родительские наказания и поощрения детей

Контроль исполнения требований и запретов может быть тотальным, систематическим, ситуативным, и отсутствовать вообще (т.е. попустительство).

Тотальный контроль выполнения требований и запретов охватывает практически все области жизни ребенка, вплоть до мелочей.

Родитель хочет знать о ребенке все: от мыслей, чувств и переживаний до его поступков и поведения.

При тотальном контроле ребенок теряет чувство безопасности и интимности внутреннего мира. У ребенка появляется тревога, он теряет чувство свободы переживает зависимость. У него рождается чувство подчинения, беспомощности и бессилия.

Систематический контроль разделяет (дифференцирует) сферы жизнедеятельности ребенка на участки, которые контролируются родителем, и участки, которые контролируются ребенком. Этот вид контроля дает ребенку необходимую самостоятельность, но, в тоже время, сохраняет стабильное наблюдение родителя за его поведением и деятельностью.
Этот способ контроля исполнения требований и запретов является оптимальным.

Ситуативный контроль является случайным, он непоследователен, непродуман, не обоснован возрастно-психологическими и индивидуально личностными особенностями ребенка. При таком виде контроля, у ребенка не развивается самоконтроль.

Отсутствие контроля, или попустительство, крайне отрицательно влияет на ответственность, произвольную регуляцию и волю ребенка. Такие дети импульсивны (удовлетворение случайных позывов управляет поведением), порой асоциальны (не умеют вести себя в обществе), и с низкой саморегуляцией.

Родительский контроль исполнения требований и запретов

может осуществляться или по результату действия, или по способу действия. Если контроль осуществляется по результату, то родитель не уделяет должного внимания на причины не успешности ребенка, а при контроле по способу, родитель смотрит на причины неудач ребенка. Контроль по результату не имеет смысла, если ребенок не владеет способом действия.

Как наказывать и поощрять детей

Психологический смысл наказаний и поощрений в том, что ребенок может чувствовать взаимозависимость своего поведения и поступков и тех правил и норм, которые приняты в обществе.

Наказания и поощрения — отрицательное и положительное подкрепление действий ребенка для регуляции его поведения.

Как педагоги, так и психологи против негативного подкрепления действий ребенка (негативное приводит к негативному), т.к. наказания (особенно частые и по пустякам) отрицательно сказываются на развитии личности ребенка. Последствия : чувство отверженности, страх потери родительской любви, детская ревность, отношение к родителям, ложь, социальные провокации. Большинство специалистов делают основной упор на поощрения и положительные подкрепления поведения ребенка, т.к. любое наказание подкрепляет чувство неполноценности и ведет к формированию комплекса. Наказания порождают озлобленность, точно также как принуждения и командование ребенком. При таких условиях у ребенка не формируется социальный интерес.

 

Какие бывают наказания детей

физическая агрессия, вербальная агрессия, аффективное воздействие на ребенка, лишение родительской любви, ограничение активности ребенка, лишение благ и привилегий, инициирование чувства вины, принуждение к действию, наказание естественными последствиями, отложенный конфликт, блокирование нежелательного действия, логическое объяснение и обоснование

Физические наказания ребенка: намеренное нанесение вреда как физического, так и психологического, связанного с переживанием боли, боязнью боли и унижением личности ребенка.
Физические наказания детей приводят к морали власти и принуждения, малому усвоению социальных норм поведения, безынициативности, тревожности, лжи, покорности, зависимости, агрессивности, снижению чувства вины у ребенка, что препятствует формированию здорового самосознания; растет агрессивность, жестокость и склонность к насилию по отношению к другим.

Вербальные (словесные) наказания детей, такие как, порицание, упреки, ворчливость, осуждение, негативная оценка личности ребенка. В связи с чем происходят отрицательные последствия, при этом нарушается личностное развитие, формируется низкое самопринятие и самооценка, зависимость, тревожность, неуверенность в себе, мотивации избегания, скрытности, зависти.

Аффективное воздействие (гнев, ярость, крик) приводят к потере ребенком чувствительности, эмпатии (сочувствия к другим), к чувству страха. При этом авторитет родителя падает, включается бессознательная защита и ребенок становится не чувствительным к родительским призывам и окрикам.
Такой вид наказания, крайняя эмоциональная форма воздействия на ребенка.

Лишение родительской любви, как метод наказания ребенка демонстрируется родителем в случае нарушения требований или запретов в виде очевидного отвержения ребенка (по типу: Ты мне не нужен, раз ты так себя ведешь). В поведении родителя этот вид наказания проявляется в избегании контактов с ребенком. По данным исследований, такой способ наказания (в большинстве случаев) является не допустимым, т.к. может вызвать у ребенка страх, тревогу, потерю чувства безопасности. Хотя в ряде случаев такой вид наказания бывает весьма успешен только в том случае, когда ребенок реально видит, что это не постоянная мера, а ситуативная, и она относится не к личности ребенка, а к его поступку. В данном случае родителю необходимо использовать технику «Я» — сообщений (По типу: «Мне очень неприятен твой поступок, мне обидно», и т.п.).
Однако, ввиду воздействия на аффективное состояние ребенка, злоупотреблять этой формой наказания нельзя.

Ограничение активности ребенка в виде постановки в «угол», запирания в комнате, лишения прогулки, игр и т.п., вызывает чувство обиды, переживание беспомощности и зависимости от родителя; развивает пассивность или безынициативность, а также может вызвать у ребенка негативизм и различные виды протеста. Если такое наказание используется зачастую, то это может отразится на личностном развитии в целом. А, что касается запирания, особенно в темных помещениях, то это вообще, чревато фобиями.

Лишение благ и привилегий состоит из временного запрета на то, чем ребенок уже обладал. Такое наказание может быть действенным, если запрещенное благо является для ребенка действительно ценным.

Инициирование чувства вины включает в себя внушение ребенку представления о совершенном им моральном проступке, которое, в свою очередь, должно вызвать чувство вины и стыда у ребенка. Такой вид наказания может подойти только в том случае, если ребенком еще не приняты нормы морали, а когда они уже приняты и чувство вины за проступок у ребенка появляется само собой, то такое наказание может быть опасным, т.к. может сработать психологическая защита и проступок обесценится. Также, такой вид наказания детей может формировать наказывающее самосознание, низкое самопринятие и самоуважение, что в свою очередь сделает из ребенка неудачника, избегающего малейших трудностей и любых дел, в которых ему будет казаться, что он будет не успешным.

Принуждение к действию — это когда родитель не объясняя причин заставляет ребенка что либо делать, при этом и не объясняет причин, и не обосновывает нужность этого действия. Такие действия со стороны родителя воспринимаются ребенком как насилие и произвол, что в свою очередь, может привести к негативизму по отношению к родителю, или к пассивной покорности и подчинению власти. Плюс ко всему, у ребенка не разовьется самостоятельность и саморегуляция.

Наказание ребенка естественными последствиями происходит в том случае, когда ребенок сделал кокой-либо ущерб, и должен сам это исправить (намусорил - убери, получил двойку — исправь, и т.п.). Этот способ наказания считается эффективным, потому что способствует конструктивному выходу из данной ситуации. Для родителя этот метод труден, потому что он (родитель) не может отказаться от немедленного реагирования на нарушение ребенка, а здесь необходимо проявить некоторую выдержку (потянуть время), дать ребенку возможность проявить инициативу, и не требовать от него немедленных действий (конечно же, необходимо учитывать возраст и возможности ребенка).

Отложенный конфликт — это когда родитель вносит в общение паузу, в силу того, что в данный момент он не готов контролировать ситуацию из-за своего эмоционального возбуждения.

Блокирование нежелательного действия используется в том случае, когда необходимо остановить действия ребенка которые могут причинить вред ему самому, окружающим или материальным и другим ценностям. После остановки действий ребенка, «разбор полетов» проводить лишь после отреагирования аффекта (разрядки эмоциональной напряженности ребенка).

Логическое объяснение и обоснование направляет ориентировку ребенка в последствиях его поступка на окружающих людей, ребенок, как бы предупреждается о возможных последствиях своих действий для других людей. Этот способ хорош тем, что он формирует у ребенка чувствительность к результатам своих действий, и развивает эмпатию (способность сочувствовать другим), и также способствует моральному развитию ребенка.

Из вышесказанного следует то, что использовать для наказания можно лишь три метода, это: наказание естественными последствиями; блокирование нежелательного действия, а также логическое объяснение и обоснование. Остальные виды наказаний детей необходимо избегать.

 

 

 

И еще несколько рекомендаций:

1) Наказание должно соответствовать возрасту ребенка и тяжести проступка;

2) Наказание не должно быть отложено, чтобы не породить страх, тревогу и депрессию;

3) В состоянии аффекта (сильного нервного волнения) нельзя наказывать;

4) Не надо делать проступок ребенка достоянием общественности (ни с кем не обсуждать);

5) Родителям не стоит идти одним фронтом на ребенка.

6) Родителям не спорить в присутствии ребенка по поводу мер воздействия на него.

А теперь, давайте рассмотрим какие бывают поощрения детей

Похвала, ласка, совместная деятельность, материальное поощрение, разрешение активности с расширением прав ребенка.

Рассмотрим поощрения детей более подробно:

Похвала — это самый распространенный способ родительского поощрения ребенка. Продуктивная похвала представляет собой описание результатов действий ребенка и их значения для окружающих. Неоправданная похвала содержит прямые оценки личности ребенка, сравнения, не адекватные его реальным достижениям и возможностям. Главное в похвале, то какие выводы из нее делает сам ребенок, а не ее текст. Если она для него реалистична, в отношении его возможностей и самооценки, то выводы ребенка оказывают позитивное воздействие на его саморегуляцию, а если она надумана, то эффект будет обратным позитиву. Необоснованная похвала воспринимается ребенком как насмешка. Не стоит слишком часто хвалить ребенка, чтобы не возникло чувство зависимости, подчиненности (особенно у подростков), ибо может возникнуть страх лишения позитивной оценки, неуверенность в своих силах, или же наоборот, потеряется критичность к себе.

Ни в коем случае нельзя хвалить ребенка в сравнении с кем либо, это может породить конкуренцию, ревность, зависть в общении со сверстниками, и не нужно хвалить ребенка в присутствии группы сверстников, которые могут не так понять, т.к. их оценка может не совпасть с оценкой родителя.

Ласка является позитивным контактом ребенка с родителем в словесной (вербальной) или тактильной (касание), и другой невербальной форме (мимика, жесты, поза). Ласка является для ребенка убедительным свидетельством положительной оценки родителем его поступка, повышает уверенность в себе, чувство безопасности и принятия, самооценку и самоуважение. Необходимо также, чтобы ласка и выражение любви родителей к ребенку не были жестко привязаны к его успехам и достижениям.

Совместная деятельность, как метод поощрения ребенка — это совместная игра с ребенком, предложение принять участие в привлекательном общем занятии. Это очень продуктивный вид поощрения, однако не должно быть так, чтобы совместная деятельность с родителем в жизни ребенка, выступала лишь как средство поощрения.

Материальное поощрение детей — (подарки, награды) может быть эффективно. Однако такие поощрения не следует связывать с конкретными достижениями ребенка, послушанием, выполнением требований родителей. Обещание вознаграждения за хорошее поведение или за определенный результат может запросто привести к формированию прагматичности ребенка, к тому же ребенок начнет ставить условия.

Разрешение активности с расширением прав ребенка должно выполнятся не из-за воли родителя, и не в качестве награды, а как оценка взрослости и самостоятельности ребенка, доказанной его поступками и поведением.

ПООЩРЕНИЙ ДОЛЖНО БЫТЬ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ, ЧЕМ НАКАЗАНИЙ

Поощрения нужно психологически правильно вставлять в родительское воспитание ребенка, их не может быть слишком много, поощрения должны стимулировать ребенка к самостоятельности и к творчеству, они должны создавать атмосферу принятия, любви к ребенку, подтверждения его значимости и самоценности как личности.

 

С уважением,

психолог "КЦСОН" Вейделевского района

педагог - психолог "СРЦдН" 

 Жидкова Ю.Г.

 

 


Как бороться с привычками сосать палец, грызть ногти и заикаться у детей?

Привычки сосать палец, грызть ногти, а также заикание свойственны многим дошкольникам. Это возрастные проблемы, и они не должны особенно волновать родителей.

Сосать свой палец ребенок начинает еще в материнской утробе, поэтому данная привычка совершенно естественна. Своего пика она достигает примерно на седьмом месяце жизни, и бороться с ней можно с помощью соски, давая ее малышу всякий раз, когда он кладет палец в рот. Становясь старше, ребенок будет все чаще и чаще забывать о соске, но если он привык удовлетворять свою потребность в сосании при помощи пальца, то эта вредная привычка может сохраниться надолго. Обычно она проявляется сильнее, когда малышу скучно, поэтому старайтесь как можно больше играть и заниматься с ним. Некоторые дети начинают сосать палец, когда они устают. Если вы заметили такую закономерность, просто уложите ребенка пораньше спать. Привычка каждый день подолгу сосать палец может привести к нарушению прикуса, но это маловероятно в возрасте до четырех лет или в ситуации, когда ребенок делает это лишь изредка. Поэтому, если вашему малышу еще нет четырех и он не держит палец во рту целыми днями, нет нужды делать ему на этот счет замечания или принимать какие- либо другие меры помимо уже упомянутой ненавязчивой замены пальца на соску. Не следует сердиться, постоянно твердить одно и то же, ругать, наказывать или дразнить ребенка — вы только вызовете у малыша стресс. Порой родители прибегают к крайним мерам, время от времени окуная пальчик малыша во что-нибудь неприятное на вкус, однако это вовсе не безвредно и к тому же малоэффективно.Если же ваш ребенок продолжает подолгу сосать палец и после достижения четырехлетнего возраста, поговорите с ним об этом. Объясните ему, что если он не откажется от своей привычки, то его зубки будут расти наружу, как у лошадки. Однако успокойте малыша, сказав, что это произойдет еще не скоро и только в том случае, если он не исправится. Пообещайте ему помочь избавиться от этой дурной манеры и поставьте ему следующие условия. Во-первых, каждый раз, когда вы заметите, что он сосет палец, вы будете делать ему замечание. (Следите за тем, чтобы ваш голос при этом звучал спокойно и доброжелательно!) Во-вторых, если вы увидите, что он держит палец во рту, смотря телепередачу, то телевизор будет выключен на 15 минут (или на полчаса, если вашему ребенку больше шести лет). Если в это время телевизор смотрят и другие члены семьи, то маленькому нарушителю придется провести штрафное время в другой комнате.

Переходный период будет менее тяжким для ребенка, если он все время будет занят интересными делами. Не забывайте говорить, какой он молодец, и всячески поощрять его, когда он вынимает палец изо рта. Не будьте чересчур строги и не заставляйте ребенка чувствовать себя виноватым, если у него не получается себя контролировать. Подсчитывайте, сколько раз в день вы видели его сосущим палец, и по вечерам отмечайте малейший прогресс, награждая малыша каким-нибудь лакомством или играя с ним в его любимую игру. В качестве поощрения за хорошее поведение в течение всей недели можно взять его на пикник, сводить в кино, в зоопарк или посетить другие интересные места.

Привычка грызть ногти достаточно безвредна, так что родители могли попросту не обращать на нее внимания. Однако если вы видите, что она развивается, в мягкой форме сделайте ребенку замечание и предложите ему подстричь ногти. Девочкам можно помочь расстаться с этой привычкой, пообещав разрешить покрыть ногти лаком, если они перестанут их обкусывать. Но если в течение месяца вы не наблюдаете изменений, перестаньте делать замечания и вообще обращать внимание на эту привычку. Этот повод не стоит того, чтобы обострять отношения с ребенком. Те родители, которые постоянно ворчат, ругают, кричат, наказывают за это -->

 
 
Поиск

Форма входа
Логин:
Пароль:

Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Независимая оценка

Финансовая грамота

Росминтруд

Анкета

Юридическая помощь

442-ФЗ

Портал госуслуг

Соцконтракт

Пункт проката

Социальное такси

Интернет кафе "Ретро"

Школа грамотности

Юридическая помощь

 

КЦСОН © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz